- Статистическая информация о численности детей с ОВЗ и инвалидностью в ДОО.
- Доступная среда:организационно-педагогические условия.
- Информационно-методические материалы для детей и родителей, специалистов ДОО.
- Психолого-педагогическое сопровождение.
- Иная информация.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов...» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ИНФОРМАЦИЯ О ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ — ИНВАЛИДОВ и ДЕТЕЙ С ОВЗ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ № 8 «ВИНОГРАДИНКА»
Уважаемые родители (законные представители)!
Мы представляем Вашему вниманию информацию о том, как в нашем детском саду организован процесс обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Определение статуса «ребенок-инвалид»
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Статус «ребенок-инвалид» присваивается детям до 18 лет, имеющим инвалидность. Под инвалидностью понимаются явные нарушения функций организма, которые определяются медицинской комиссией.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Ребенку, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
Определение статуса «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья»
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Определение понятия «Инклюзивное образование»
Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования
Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:
- создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ
- обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
- построение обучения особым образом — с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
- интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
- разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
- координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
- формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
- выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
- реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями
- получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
- реализация себя в обществе;
- повышение качества жизни;
- улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Электронные образовательные ресурсы к которым обеспечивается доступ обучающихся (в том числе доступная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ):
— Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы: отсутствуют
— Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы: Электронные образовательные ресурсы используются в работе с обучающимися с помощью мультимедийного оборудования для демонстрации разнообразного материала. Самостоятельный доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам отсутствует.
Письмо Минпросвещения РФ от 20.02.2019 г. № ТС — 551/07 «О сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»- pismo-o-soprovozhdenii-detey-s-ovz.doc
План работы с детьми с ОВЗ — plan-raboty-s-detmi-s-ovz.pdf
Положение об АОП МБДОУ № 8 «Виноградинка» — polozhenie-ob-aop-mbdou-no-8.pdf
Приказ о создании и деятельности ППк МБДОУ № 8 «Виноградинка» на 2019-2020 гг. — prikaz-pmpk-2019-2020.pdf
Положение о ПП консилиуме МБДОУ № 8 «Виноградинка» — polozhenie-o-pmpk.pdf
Анализ работы с детьми — инвалидами и детьми с ОВЗ за 2018-2019 учебный год — analiz-raboty-2018-2019-g.docx
Приказ «О логопедической помощи воспитанникам МБДОУ № 8 «Виноградинка» — prikaz-logoped.pomosch.pdf
Положение О логопедической помощи — polozhenie-o-logoped.pomoschi.pdf